О внимании
23 декабря 2024
Уважаемые родители!
Сегодня поговорим о внимании.
(материал взят из книги Купцовой А.М., Зиятдиновой Н.И., Зариповой Р.И., Зефирова Т.Л. «Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков»)
Внимание — одна из важнейших психологических функций. Внимание — обязательное условие результативности любой деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений, выработка двигательного навыка или операции с числами, словами, образами, совершаемые в уме.
Виды внимания:
непроизвольное произвольное послепроизвольное
Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений человека, без каких-либо усилий с его стороны. В основе непроизвольного внимания лежит рефлекс на новый или неожиданно действующий раздражитель. Непроизвольное внимание обеспечивает быструю
и правильную ориентацию человека в постоянно меняющихся условиях среды.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Решение поставленных задач требует от человека волевых усилий для вхождения в работу и выполнения различных действий в работе. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование психических процессов. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
Послепроизвольное внимание наступает после произвольного. Произвольное внимание так затягивает в работу, что затем без волевых усилий человек может работать далее (например, конспектировать какую-либо книгу). Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связывают наибольшую интенсивность и плодотворность учебной и трудовой деятельности.
Тренировка концентрации внимания в повседневной жизни.
Упражнения позволят повысить концентрацию внимания. Рекомендации, приведённые ниже, являются наиболее естественным способом, чтобы усилить устойчивость внимания.
1. Будьте всегда осознаны. Что происходит вокруг, что делаете, где находитесь, что делают окружающие.
2. Простые действия. Попробуйте приучить себя делать какие-нибудь действия с наиболее возможной концентрацией внимания. Например, завязывать шнурки, мыть посуду, или даже переставлять ноги при ходьбе не как обычно - на автомате, а как будто проделываешь что-то сложное, или как будто это очень важный момент в твоей жизни.
3. Бегающий взгляд. Попробуйте бегать взглядом по предметам и их частям, людям, частям лица, одежде - всему, что видите. Задерживайте на время от одной десятой секунды (примерно) до 1-2 секунд, не более. Очень важно, чтобы в момент остановки взгляда на предмете вы успевали увидеть и осознать, что видите. Можно также сделать краткий анализ вещи, а потом сразу перевести взгляд. Отличное упражнение для использования в повседневной жизни. Помогает замечать больше вещей, видеть множество деталей.
4. Установка. Дайте себе установку смотреть на предмет и ждите, пока внимание повысится. Когда это произойдёт, переключайтесь на другой предмет.
5. Заметить скрытое. Смотря на любые предметы в жизни, старайтесь заметить то, что раньше не замечали: Новые формы, квадраты, круги. Новые грани, свойства.
6. Медитация. Умение правильно медитировать помогает в фокусировке внимания.
Уважаемые родители!
Устраивайте соревнования с ребенком.
Кто больше увидит во время приема «Бегающий взгляд»!
Кто увидит новое в знакомом предмете, месте!
Поиграйте с детьми
Для маленьких детей
Для старших детей
Найди 12 отличий.
Свежие статьи данной категории
23 декабря 2024 О внимании